НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТЬ ИЛИ ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МОЗГА | Neuroland
Блог
НЕЙРОПЛАСТИЧНОСТЬ ИЛИ ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ МОЗГА
23.03.2020

Нейропластичность – это новое направление в исследовании мозга, которое изучает его изменения на протяжении всей жизни человека. Основателем данного направления является Майкл Мерцених — нейробиолог из Калифорнийского университета в Сан-Франциско, создатель многочисленных методик компьютерной коррекции когнитивных способностей человека. Среди них любимая нашим центром коррекции и развития речи «Нейролэнд» программа Fast ForWord.

Исследования Мерцениха начались тогда, когда он приступил к работе с животными, у которых после травмы головы отсутствовала часть мозга. На снимках он заметил одну особенность: соседние от травмированного участка области мозга расширялись и занимали пустоты в черепной коробке. Именно эта способность к регенерации заставила задуматься о пластичности мозга, а значит и о пластичности высших психических функций. Благодаря этой гипотезе были разработаны многочисленные методики, с приходом которых коррекция речи при сложных дефектах стала реальностью.

Действительно, никто не отрицает тот факт, что количество нервных клеток дается природой от рождения и с возрастом их количество только уменьшается. Но когда заходит речь о нейропластичности мозга, во внимание берется регенеративная способность самих нервных клеток. Доказано, что нейроны способны восстанавливать связи между собой, увеличивать количество рецепторов на постсинаптической мембране в ответ на потребность в скорости и качестве проведения электрических импульсов. Современное логопедическое занятие, будь это запуск речи или коррекция задержки речевого развития, построено с опорой на этот принцип.

Фармацевтика не может помочь организму приобрести утраченные или несформированные нервные связи: таблетка не способна справиться с задачей локального построения нейронных связей. Необходимые для развития психики «метаморфозы» в головном мозге происходят в процессе обучения.

Во время обучения формируются связи между отделами мозга, появляются дополнительные рецепторы для проводящих сигнал нейромедиаторов. Этот процесс можно сравнить с бурением новых станций метро: процесс обучения, как подземная буровая установка, медленно, но верно, достигает нужной станции, проделывая путь для сообщения «поездов» — нервных импульсов. Этот процесс наращивания связей между нейронами называют нейропластичностью.

Программа Fast ForWord предназначена для тренировки новых связей между нейронами в височных отделах мозга, которые отвечают за восприятие и распознавание звуков и речи. В программе используется акустически усиленная речь, которая сначала делает очень быстрые акустические изменения более длинными и громкими, а затем медленно возвращает обратно в нормальный диапазон речи. Делается это для того, чтобы мозг успевал воспринимать звуковую информацию и при помощи регулярных тренировок наращивал скорость обработки.

При помощи компьютерных методов коррекции Мерцених смог помочь большому количеству детей и взрослых с нарушениями эмоциональной сферы (реабилитация детей с аутизмом), с задержкой речевого и психического развития. Можно сказать, что будущее в логопедии и дефектологии будет неотъемлемо связано с полезными для мозга играми. На вопрос о его исследованиях Мерцених отвечает: «Я наблюдал за мозгами престарелых животных, которые, как мы ожидали, умрут в течение нескольких месяцев. Я изучал возможности их головного мозга и дегенеративные процессы, которые эти возможности сдерживали. И что же мы видели? Все эти дегенеративные процессы мы можем обратить вспять интенсивным и непрерывным обучением. Все до единого. Насколько мы можем судить, то же самое справедливо и для человека».

Автор: Евгения Щербакова, логопед, психолог.

Источники:
https://www.wired.co.uk/article/game-your-brain
Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.,1973
Прибрам К. Языки мозга: эксперимент, методика и принципы нейропсихологии. М., 1975

Другие статьи по теме

31.03.2020

Немногие семьи могут похвастаться опытом совместного времяпрепровождения дома в течение недели. Сейчас мы вынуждено соблюдаем режим самоизоляции, который предполагает отказ от выхода из дома. Многим из нас сложно дается столь длительное общение с домашними. Родители с гиперактивными детьми задают себе вопрос: как обеспечить досуг ребенка в четырех стенах? Ведь для сброса большого количества энергии нужны друзья и большая площадь. Режим …

23.08.2017

Моника – мама мальчика, страдающего аутизмом, рассказывает о том, как изменился ее ребенок с тех пор, как стал заниматься по программе Fast ForWord Представьтесь, пожалуйста, и расскажите о вашем сыне. Моника: Меня зовут Моника. Моему сыну 9 лет. Ему поставили диагноз аутизм, когда ему было три с половиной года. Что вам сказали о его будущем? Моника: Они сказали: «Готовьтесь к тому, что …

Комментарии: