Концепция DIR/Foortime все более широко используется в работе с детьми с РАС и другими нарушениями развития и является одним из популярных и известных психолого-педагогических подходов. Ее автор американский врач-психиатр, доктор Стенли Гринспен, и его коллега Сирена Уидер считали одной из значимых особенностей данного подхода то, что он приближает ребенка с нарушенным развитием к пути здорового онтогенетического развития.
В основе DIR/Floortime подхода лежит модель эмоционального функционального развития, в которой С. Гринспен выделяет шесть ключевых стадий, представляющих с его точки зрения ряд иерархически организованных навыков, необходимых для здорового развития психики ребенка. Данные стадии Гринспен также называл ступенями социально-эмоционального развития. (Гринспен, Уидер, 2013).
К этим стадиям Гринспен относит:
Помощь особому ребенку лежит через развитие у него нарушенных социально-эмоциональных способностей (Гринспен, Уидер, 2013). Цель метода Floortime состоит в продвижении ребенка от более простых умений в рамках ступеней социально-эмоционального развития к более сложным (Гринспен, Уидер, 2013). Для этого используются технологии развития эмоциональных и продуктивных взаимоотношений с ребенком при активном вовлечении его родителей. В начале работы важно установить с ребенком эмоциональный контакт и постепенно усложнять его, используя различные стратегии работы. При установлении контакта с ребенком учитываются его сенсорные и неврологические особенности. Таким образом, в рамках DIR подхода специалисты продвигают ребенка вверх по ступеням социально-эмоционального развития, помогая ему постепенно осваивать их содержание. Одной из значимых сторон данного подхода является то, что по сути он приближает ребенка с нарушенным развитием к пути здорового онтогенетического развития (Гринспен, Уидер, 2013). Важно подчеркнуть, что DIR – это не просто локальный метод, это концепция, в рамках которой интегрируются различные стратегии и подходы. При ее реализации предполагается комплексная помощь, максимально индивидуализированная под конкретные особенности как ребенка, так и его семьи. При этом особое значение уделяется разносторонним отношениям, подчеркивается важность эмоционального контакта между ребенком и родителями, между ребенком и специалистами, между специалистами и родителями ребенка, как участниками единого терапевтического процесса (Гринспен, Уидер, 2013).
Автор: Николай Романовский — психолог, игровой терапевт, DIRFloortime эксперт
Комментарии: