МЕТОД ТОМАТИСА: Solisten или Besson? | Neuroland
Блог
МЕТОД ТОМАТИСА: Solisten или Besson?
11.03.2018

Уникальный метод Альфреда Томатиса, который доказал свою эффективность более чем в 50 странах, имеет много последователей, которые ведут между собой спор о том, чей «Томатис» эффективнее. Действительно ли это только маркетинговые войны разных производителей оборудования и что должен знать родитель, выбирая какой именно «Томатис» проходить? Давайте попробуем разобрать основные отличия самых ярых оппонентов: французского и швейцарского вариантов воплощения терапии Томатиса.

Аудиотерапия по методу Альфреда Томатиса — это особая система аудио тренировок, тренировок слушания, цель которых состоит в том, чтобы улучшить способность мозга получать и перерабатывать воспринимаемую на слух информацию. В середине XX века французский врач-отоларинголог А. Томатис сделал открытие о том, что «голос может воспроизвести только то, что слышит ухо». Так ученый, посвятивший свою жизнь изучению тесных связей между голосом, мозгом и слухом, разработал метод тренировки слухового внимания, который уже на протяжении нескольких десятилетий помогает устранить нарушения памяти, внимания, речи, поведения, проблемы обучения и другие расстройства.

Вначале кратко расскажем о принципе метода Томатиса.

«Слушание по отношению к слуху – это то же самое, что прицеливание по отношению к зрению» А. Томатис.

Ухо является наиболее мощным сенсорным датчиком в теле человека. Более 80% стимуляции нашего мозга происходит от нашего уха. По этой причине оно играет важную роль во многих областях применения.

Человеческое ухо отличается способностью продолжать правильно функционировать даже в неблагоприятных акустических условиях, например, на железнодорожной станции или в очень шумном ресторане: мы можем одновременно слышать и правильно воспринимать и голос собеседника, и шум автотранспорта, и звон посуды, и шаги прохожего, голос его собеседника в трубке – всё это кажется нам достаточно обыденными вещами. Когда же анализ и восприятие входящей слуховой информации происходят некорректно, это влечет за собой ряд проблем: сложности адаптации, концентрации внимания, обучения, коммуникации и психологического равновесия, освоения иностранных языков и многого другого.

Исследования за последние 40 лет показывают, что такой сложный анализ возможен благодаря нервной системе, осуществляющей стратегии организации восприятия, основанные на акустических моделях звуков в нашем окружении. Данные стратегии состоят в группировке звуков, принадлежащих к одному источнику, и разделении тех, что принадлежат к разным источникам.

Чтобы это было возможно, слуховая система должна работать, создавая перцептивные контрасты, основанные на тембре и интенсивности получаемых акустических сообщений. Тренировка этих способностей и является целью работы «электронного уха», прибора, созданного А. Томатисом. В ходе своей врачебной практики как врача отоларинголога и фониатра Томатис выяснил, что восприятие можно тренировать, и что, если слушание изменяется, то изменяется и голос. С докладом на эту тему А. Томатис выступил в Академии Наук (Academie des Sciences) и в Медицинской Академии (Academie de Medacine) в Париже в 1957 и 1960 годах. Данный принцип был признан научным сообществом как «Эффект Томатиса» («Tomatis Effect»). В 1958 Альфред Томатис представил свое первое Электронное ухо на Всеобщей выставке в Брюсселе, получив золотую медаль за научное исследование. Этот факт игнорируют те, кто считает метод Томатиса не подтвержденным наукой. Известный врач-психиатр Норман Дойдж (Norman Doidge) в своей книге «Мозг, исцеляющий себя» («The Brain’s Way of Healing”) отдал ему должное, посвятив важную главу позитивным эффектам от Метода Tomatis®. На сегодняшний день, его Метод является уникальным и мощным средством, которым широко и массово пользуются школы, университеты, больницы, терапевты и воспитатели.

После смерти А. Томатиса его метод совершенствовался и модифицировался не раз. Электронное ухо было подвергнуто многим изменениям с момента своего создания. Миниатюризация его технологий позволила создать портативный аппарат Solisten®. Чуть позже появился TalksUp® как результат последних разработок и исследований Tomatis®. В настоящий момент именно это оборудование сертифицировано компанией Tomatis®.

Параллельно с этим бывший инженер Альфреда Томатиса, Кристоф Бессон также модифицировал Электронное Ухо, сохранив аналоговую обработку сигнала, и создал свой аппарат — Electronic ear Besson®, который в последствие получил также большое признание и распространение.

Чем же отличается оборудование Besson (Швейцария) и Solisten (Франция) и почему это вызывает так много споров.

Самые два очевидные различия – это:

✅портативность

✅обработка звука в реальном времени

Оговоримся сразу, что результаты и эффективность есть на обоих вариантах оборудования, о чем свидетельствуют тысячи отзывов родителей и специалистов. Никто никогда не проводил научных сравнительных исследований эффективности после использования двух разных типов оборудования. Объективно можно говорить только о различиях в самом оборудовании Solisten и Besson. Поэтому говорить о том, что одно работает, а другое нет – в высшей степени некорректно.  Маркетинговые войны двух компаний породили массу мифов среди родителей. Давайте разберёмся вместе.

Стационарное (Besson) и портативное (Solisten) оборудование имеют свои особенности.

Для метода Томатиса обязательно нужны наушники с устройством костной проводимости, желательно проводные. В обоих вариантах – наушники с воздушной и с костной проводимостью. Пока отличий нет.

В Solisten есть возможность использовать и проводной, и беспроводной вариант, что делает его более удобным в использовании, т.к. ребенок может беспрепятственно двигаться во время сеанса. У этого же плюса есть свои критики, т.к. при передаче звука через беспроводное устройство потенциально могут возникнуть искажения сигнала. Но этот момент легко исключается, если мы используем провод в Solisten (как мы уже говорили – аппаратура это позволяет). Если используется беспроводной вариант – само устройство Solisten может спокойно лежать на полке во время сеанса, если же используется провод – ребенок может носить портативное устройство в сумочке или в рюкзачке за спиной (вес устройства очень мал, длина провода более чем достаточна).

Solisten исполнен в виде портативной приставки размером со смартфон, что делает его компактным и удобным, но исключает индивидуальное написание программы для каждого пациента. В портативных устройствах нет обработки в режиме реального времени. Поэтому все ключевые для метода Томатиса эффекты записываются заранее, включая всю обработку звука, его задержку, прецессию и фильтрацию по частоте.

Основное отличие оборудования Besson в возможности написания индивидуальных программ для каждого пациента по результатам диагностики. Хотя и это от части миф. Во французском исполнении оборудования на самом деле предусмотрены все те же опции, что и в швейцарском (диагностика на аудиометре, запись голоса матери и т.д.) просто не все центры закупают комплекты такого оборудования, а используют портативные версии с уже заранее записанными эффектами, которые также успешно и эффективно применяются. В таком случае, когда не проводится аудиометрическая диагностика, протокол прослушивания выбирается сертифицированным специалистом по методу Томатиса, который с учетом информации, полученной от других специалистов (неврологи, психологи, психиатры и др.) и исходя из сложности проблемы, определяет необходимую программу. Специалист же французского «Томатиса» также компетентен в аудиометрической диагностике и написании индивидуальных программ. Здесь вопрос лишь того, кто какой вариант оборудования предпочитает.

Оборудование Besson всегда стационарное, здесь вариантов нет. Стационарность ограничивает пребывание ребенка в одном помещении (длина провода внушительная и позволяет относительно свободно двигаться по достаточно просторной комнате). Комплект оборудования Besson состоит не только из приставки, проигрывающей музыку, и проводных наушников, но и имеет специальное устройство – «электронное ухо», позволяющее фильтровать и обрабатывать звук в режиме реального времени. Все настройки меняются вручную непосредственно во время прослушивания. Написание программы и использование индивидуальных фильтров для каждого пациента многими признано как наиболее эффективный вариант терапии Томатиса. На основе показателей программа выстраивается таким образом, чтобы прицельно проработать именно «проблемные» частоты. Но здесь присутствует человеческий фактор. Если в Solisten все эффекты научно выверены, протестированы и записаны заранее, то программу же в Besson всегда пишет специалист по результатам снятой диагностики. Поэтому очень важно найти грамотного специалиста с хорошим опытом и, возможно, профессиональной супервизией. Не стесняйтесь задавать вопросы о том, где и у кого именно проходил обучение выбранный вами специалист.

Существенным моментом является сам процесс снятия диагностики с ребенка. На ребенка надевают по очереди два вида наушников, подключенных к аудиометру: наушники с воздушной проводимостью и наушники с костной проводимостью. Ребенок должен показать специалисту, что он слышит или не слышит звук в наушнике (например, поднять руку, кивнуть). Если он не может это сделать (не понимает задания) специалист может наблюдать за реакцией зрачков на звук. Но бывают ситуации, когда ребенок в силу своего расстройства, особенностей, стрессовой ситуации реагирует агрессивно: протестует, отказывается сидеть смирно, смотреть на специалиста, скидывает наушники, кричит. В таком случае могут быть и погрешности в графиках и в составленной программе. Поэтому наш совет – приучайте детей к наушникам до того, как вы впервые придёте на терапию Томатиса. Это поможет не только минимизировать стресс и период адаптации, но и корректно снять диагностику и написать хорошую программу.

Каждый из производителей, как и полагается, считает своё воплощение метода Томатиса единственно правильным, что также порождает приверженность к разному оборудованию у разных специалистов. Повторимся еще раз, что оба варианта успешно применяются по всему миру. Выбор на каком оборудовании проходить терапию, остается за родителями. Надеемся, что, прочтя эту небольшую статью, ваш выбор конкретного варианта будет более осознанным и информированным, основанным на объективных доводах и фактах, а не на рекламных слоганах. Выбирайте оборудование, которое отвечает вашим представлениям о качестве, и, что более важно – выбирайте хорошего специалиста по методу А. Томатиса.

Автор: Центр коррекции и развития речи «Нейролэнд»

Другие статьи по теме

23.08.2017

Компания Advanced Brain Technologies – создатель метода музыкальной терапии «The Listening Program» – сообщили о публикации нового исследования, которое демонстрирует эффективность нейроакустического метода InTime в помощи детям с трудностями обучения. Исследование эффективности метода InTime в помощи детям с трудностями обучения авторов Фаины Ратнер, Виктории Ефимовы и Олега Ефимова было опубликовано в международном анонимно рецензируемом журнале «International Education Studies», издаваемом Канадским центром науки и образования. В …

23.08.2017

«Отбивать ритмы – это наша потребность». Мики Харт   Почти 25 лет назад барабанщик американской рок-группы «Greatful Dead» Мики Харт начал главу одной из своих книг «Барабаны на грани магии» с такой мысли: «Отбивать ритмы – это наша потребность. Я уверен, что мы с ней рождаемся. Мы можем овладеть техникой, но не потребностью, она дана нам по праву рождения». Все …

11.10.2018

Все мы знаем, как важны отношения ученика и учителя для результата в обучении. Первое впечатление, выстраивание границ и правил общения – всё это не менее важно, чем само обучение. Если не случилось взаимопонимания и взаимоуважения, результатов может не случится и подавно. Бывают случаи, когда поначалу отношения ученика и учителя не ладятся, но после периода «притирки» наступает настоящая дружба и эффективное …

Комментарии: