Многие из родителей не понаслышке знают, что такое дислексия. Говоря простыми словами – это состояние психики, при котором ребенок имеет сложности с чтением. Как правило, дислексию выявляют в начальных классах школы, реже в подготовительных группах детского сада. Такая огромная задержка диагностики обусловлена трудностью определения, как именно ребенок читает: аналитически или глобально.
Но обо всем по порядку. Чтение – это процесс связывания напечатанного символа и звука в слово, которое в свою очередь необходимо связать со смыслом. Во время обучения ребенка чтению описанный выше процесс упаковывается в очень быструю операцию считывания написанного текста. Так ребенок осваивает беглое и осознанное чтение.
Как правило, о том, что у ребенка дислексия, задумываются в октябре – второй учебный месяц, когда заканчивается повторение и появляется новый учебный материал. Многие специалисты, занятые в системе образования, в курсе этой проблемы, однако никаких профилактических мероприятия по ранней диагностике или информированию родителей не проводится. Этой статьей мы хотели бы обратить Ваше внимание на проблему дислексии, которая стала проявляться сейчас гораздо чаще.
Для ребенка с дислексией недоступно или труднодоступно аналитическое чтение: этот вид чтения привычный для нас всех, когда из букв складывается слово, из слов предложение, которые в свою очередь образуют связный текст. Чаще всего дети пользуются глобальным чтением. При таком виде чтения ребенок запоминает «внешний вид» слова и его значение. Очевидно, что детской памяти не хватит на все слова, употребляемые в школьном обучении, а запоминание новых слов будет отнимать много времени и сил. Более того, читая таким способом, гораздо труднее понимать общий смысл текста. По этой же причине сложна ранняя диагностика в формате общеобразовательного учреждения: необходим индивидуальный подход, много времени для наблюдения за конкретным учеником и наличие определенных компетенций у педагога, чтобы суметь выявить дислексию в начале обучения.
Многие исследования детей с нарушением процесса чтения говорят о том, что проблема заключалась не в нарушении зрительного восприятия или мыслительных процессов. Сложность крылась в нарушении фонематического слуха. Этот тип слухового восприятия формируется у детей до 7 лет в процессе того, когда он учится говорить и развивает свою речь. Для профилактики дислексии необходимы занятия по развитию речи, где будет затрагиваться тема слухового внимания, фонематического анализа. Главное в данной ситуации не упустить время и проводить коррекционные (если нарушение выявлено) или профилактические мероприятия своевременно.
В центре коррекции речи «Нейролэнд» есть уже разработанные логопедические онлайн курсы, в рамках которых проводится профилактика нарушений чтения. Для самых маленьких хорошо подойдет курс логоритмики «В гостях у сказки», куда включено много упражнений на слуховое внимание, есть задания на отработку удержания ритма и логопедические распевки. Такие занятия способствуют развитию фонематического слуха и служат хорошей профилактикой дислексии.
Для детей старшего дошкольного возраста нашими специалистами был разработан курс логоинтенсивов «Путешествие вокруг Света» и «Полет на Луну». Данный курс не зря назван интенсивом: мы не ставим задачи сформировать новые навыки, наша основная задача – «разбудить» уснувший мозг в летние каникулы, чтобы максимально сохранить уже сформированные учебные умения. Также данный курс является хорошим диагностическим инструментом. В конце логоинтенсива по желанию родитель может получить рекомендации от наших логопедов.
Автор: Евгения Щербакова, логопед, психолог.
Наконец наступило лето, учебная пора позади, а впереди три месяца свободы от учебы и домашних заданий. Большинство детей в это время минимально посещают кружки или секции, все энергоемкие занятия откладываются до осени. В результате чего многие учителя отмечают снижение продуктивности интеллектуальной деятельности детей в классе в начале учебного года. Происходит ни что иное, как «утечка» знаний за период летних каникул. …
Маски в период пандемии стали повседневным аксессуаром, без которого нельзя находиться в общественных местах и общаться с людьми. Очевидно, что ношение маски противоестественно, общаясь мы хотим видеть полную палитру эмоций собеседника, а не догадываться об этом. Масочный режим может длиться достаточно долго. За это время будут дети, которые выросли в кругу закрытых масками лиц. О новой назревающей проблеме пока мало …
Комментарии: