Как детская тревожность влияет на результат работы наших логопедов?
В профессиональном обществе логопедов, дефектологов и иных специалистов, которые занимаются проблемами развития, появилась новая тенденция: неразрывно принимать во внимание не только работу над интеллектом, но и над развитием эмоциональной сферы. Иногда нарушения в эмоциональной сфере ребенка создают препятствия для работы специалиста. Лидером среди таких эмоциональных состояний является детская тревожность.
Дети с повышенной тревожность намного чаще встречаются с различными речевыми проблемами. Задача каждого специалиста центра «Нейролэнд» – знать и уметь выявлять особенности эмоциональной сферы ребенка и грамотно выполнять коррекционную работу, учитывая данный фактор.
Что такое тревога?
Тревожность является таким состоянием, когда человек склонен беспокоиться без явного повода. Основной признак повышенной тревожности ребенка – это появление подобных вопросов: «Что, если меня кто-нибудь похитит? Что, если я скажу что-то неправильно перед всем классом?»
Механизм возникновения тревожности достаточно прост: тревожные мысли возникают в префронтальной коре головного мозга. Далее сигнал о том, что нужно приготовиться к защите или к бегству от опасности, спускается в другие отделы мозга и уходит в эндокринную систему. В итоге получается, что гормональная система работает на износ.
Основная сложность заключается в том, что объекта самой тревоги не существует. Все те мысли, из-за которых мы чувствует фоновую тревожность, скорее всего никогда не воплотятся в реальность.
Влияния тревоги на когнитивные функции
Тревожные мысли занимают определенную часть нашей «оперативной памяти» из-за чего остается меньше ресурса на обучение. По такому же принципу возникают проблемы с произвольным вниманием, оно становится неустойчивым по причине того, что тревожные мысли отвлекают от выполняемого задания, так как имеют яркий негативный эмоциональный окрас.
Заразность тревоги
Зачастую тревога передается от родителя к ребенку. В тревожных семьях чаще поднимают темы об опасностях, рисках, чрезвычайных ситуациях, которые могут произойти. Ребенок перенимает от родителей представление о мире как об опасной среде, запоминает механизм постоянного поиска безопасности и комфорта. Очень часто такие дети требуют к себе повышенного внимания, пытаясь удостовериться, что мама или папа позаботятся о его спокойствии.
Позволив ребенку пользоваться регулярной родительской помощью в ситуациях, когда он вполне мог бы справиться сам, – значит не научить его справляться с тревожностью, которая подталкивает его на обращения за помощью. В долгосрочной перспективе тревожность становится чертой характера, что несомненно портит качество жизни.
Какие техники применяются?
Нет единого метода, как справляться с повышенной фоновой тревогой, специалист должен подбирать методы индивидуально. Для ознакомления приведем самые популярные методы коррекции тревоги.
Чаще всего используют метод десенсибилизации. Основной принцип метода заключается в намеренном погружении ребенка в ситуацию, вызывающую тревогу для отработки защитного механизма психики.
Также активно применяют драматерапию и сказкотерапию. Общие принципы этих методов позволяют пофантазировать на темы, доставляющие дискомфорт, и придумать выход из этих ситуаций. Психологическое проживания помогает справиться с тревожностью.
И самым простой профилактирующий метод – спокойная обстановка дома и безусловное принятие ребенка. Постарайтесь сохранять спокойствие сами и привносить в дом больше позитива.
Автор: Евгения Щербакова, логопед, психолог.
Все мы знаем, как важны отношения ученика и учителя для результата в обучении. Первое впечатление, выстраивание границ и правил общения – всё это не менее важно, чем само обучение. Если не случилось взаимопонимания и взаимоуважения, результатов может не случится и подавно. Бывают случаи, когда поначалу отношения ученика и учителя не ладятся, но после периода «притирки» наступает настоящая дружба и эффективное …
Комментарии: