СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ | Neuroland
Блог
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
10.04.2020

Многие родители наслышаны о методе сенсорной интеграции. Этот способ коррекции стремительно ворвался в повседневную жизнь детских центров и завоевал популярность среди клиентов и специалистов. Однако не все родители успели разобраться в сути методики, зачем она нужна и при каких сложностях в развитии ребенка необходимо обращаться к специалистам данного профиля.

Сенсорная интеграция появилась довольно давно. Разработала этот способ коррекции психолог и эрготерапевт Джин Айрес в конце 60-х. Она была заинтересована в объяснении того, как трудности с получением и обработкой информации от органов чувств могут быть связаны с проблемами в общении с окружающим миром.

В процессе сенсорной интеграции участвуют 8 модальностей наших ощущений: зрение, слух, обоняние, вкус, проприорецепция (ощущение тела), осязание, интероцепция (сигналы от внутренних органов), ощущение баланса. Наше тело получает информацию как от внешнего мира, так и от своего внутреннего состояния, передает ее в мозг для дальнейшей обработки. Задача мозга – правильно интерпретировать совокупность всех сигналов. Специалист по сенсорной интеграции работает над восприятием информации от всех сенсорных систем. В каких случаях специалист по сенсорной интеграции необходим для гармоничного развития ребенка?

  • Нарушение порогов чувствительности

На этапе поступления информации правильность «кодирования» определяют пороги чувствительности. В детском возрасте встречаются нарушения, связанные с пониженной или повышенной чувствительностью. Таким детям может быть сложно различить низкие или высокие голоса, может быть неприятно или, наоборот, неощутимо прикосновение к телу. Нарушение пороговой чувствительности приводит к искаженному развитию сенсорной интеграции.

  • Проблемы восприятия

Сложность восприятия ощущений проявляется в том, что человек ощущает воздействие, но не может правильно его интерпретировать. Например, при норме развития сенсорной интеграции, ребенок может различить две точки прикосновения рядом друг с другом, не сливая в одну. Также подобное нарушение может проявляться в том, что человек не может соединить в единый образ звук и картинку от одного объекта (образ машины и звук работающего двигателя, скрипку и звук игры на ней).

  • Нарушение работы вестибулярного аппарата

Ощущения баланса тесно связано с ощущением положения своего тела в пространстве. Однако для постоянной коррекции баланса этого недостаточно. Для мозга также необходима информация от органов слуха и зрения для корректной работы. Подобное нарушение проявляется в неуклюжести, частых падениях, невозможности обойти объект по направлению движения. Эти симптомы не всегда свидетельствуют о расстройствах сенсорной интеграции. При обращении к специалисту вы сможете выявить причину в ходе диагностики.

  • Сложности праксиса

Праксисом называют всю нашу деятельность в окружающем мире. Специалиста по сенсорной интеграции будет интересовать уровень развитие моторного планирования – умения программировать действия. Проблема проявляется чаще всего при освоении сложных моторных программ: речь, езда на велосипеде, письмо, использование столовых предметов. Довольно часто апраксия (нарушение праксиса) является результатом недостаточной сенсорной интеграции. При таких нарушениях специалист работает с ребенком над обработкой информации от нескольких органов чувств одновременно.

Кто должен направлять к специалисту по сенсорной интеграции?

К специалисту такого профиля должен направить логопед или дефектолог после проведения диагностики в случае, если он видит, что у ребенка есть отставание на этой ступеньке развития психики. Очень важно не упустить этот момент, так как этот крайне важный этап является основой для формирования навыка речи и письма.

Автор: Евгения Щербакова, логопед, психолог.

Другие статьи по теме

Комментарии: