НЕГОВОРЯЩИЙ РЕБЕНОК: когда начинать бить тревогу? | Neuroland
Блог
НЕГОВОРЯЩИЙ РЕБЕНОК: когда начинать бить тревогу?
17.04.2020

«Мой ребенок очень активный, играет со всеми игрушками, понимает, что ему хотят сказать, а не говорит сам лишь потому, что имеет стеснительный характер. И даже если он немного отстает в развитии речи, то к детскому садику мы обязательно нагоним», — примерно такими убеждениями родители объясняют отсутствие речи у детей до 3 лет. Не секрет, что есть определенные нормы речевого развития, на которые ориентируются родители и специалисты при оценке развития речи. Также ни для кого не станет новостью, что не редко встречается феномен «речевого взрыва», когда слова и фразы появляются внезапно. Но пытаться ориентироваться только на речевые нормы не всегда является правильным подходом, поскольку речь – это вершина айсберга огромной «ледяной глыбы» высшей психической деятельности.

Для корректного оценивания общего психического развития ребенка необходимо сменить фокус своего внимания и посмотреть на другие особенности. Как правило, заметить минимальные отклонения в развитии можно до года, когда ребенок еще не должен уметь говорить. Сегодня мы подготовили для вас подборку особенностей проявления развития психики, которые имеют диагностическую важность для специалиста центра развития речи «Нейролэнд» при проведении диагностики.

  • Стадия «щупанья мира»

Или по-научному сенсорная стадия развития. В этой стадии ребенок активно все трогает, осматриваем, пробует на зуб. Тяга предметов в рот, кстати, является нормой. Основным отличительным признаком этого этапа развития от других является то, что ребенок способен воспринимать только отдельные свойства предмета. То есть если он обратил внимание на форму мячика, то цвет, текстуру и размер он заметит после того, как форма ему наскучит.

Как правило, для родителей это сложный период: за ребенком приходится следить круглосуточно, так как он пытается достать до всего, не взирая на то, что не всегда предметы интереса безопасны. Сенсорная стадия развития ребенка длится до 1-,1.5 года.

  • Указательный жест

Этот важный момент, когда ребенок научается указывать пальцем на предметы, чаще всего используют как «лакмусовую бумагу» при подозрении на аутизм. И это правильно, ведь указательный жест – это способ коммуникации. Однако, не все берут во внимание то, что указательный жест — это еще и начало образования номинативной (назывательной) функции речи.

Если ребенок показывает на предмет, то взрослый его называет. Малыш запоминает эту закономерность, начинает самостоятельно ее использовать. Так появляются названия предметов в словарном запасе. В норме ребенок начинает показывать пальцем к 1-1,5 году.

  • Игра

Игровая деятельность является основной в дошкольном возрасте. Она также имеет стадии развития, игра усложняется по мере развития психики ребенка. И ключевым этапом развития игры будет появление сюжета. Сюжетная игра отличается тем, что у предмета, с которым ребенок играет, есть роль и ожидаемые действия от этой роли. Например, если ребенок играет в рельсовую дорогу, то поезд не просто по кругу катается, но еще и загружает, разгружает груз, прибывает на остановки, чинится и т. д. Сюжетная игра должна появиться к 2,5 годам.

Конечно, это не все проявления нормы развития, которые дают нам понять, что ребенок развивается в соответствии с возрастом. Мы перечислили лишь те, которые хорошо проявляются в быту и их видно непрофессиональному взгляду. Для точной диагностики, если вы заметили какое-то странное поведение у ребенка, лучше сразу обращаться к специалисту, не думая, что ребенок перерастет. Необходимо помнить, что ребенок до 3 лет лучше всего поддается коррекции, если она ему необходима.

Автор: Евгения Щербакова, логопед, психолог.

Другие статьи по теме

Комментарии: